вторник, 15 октября 2013 г.

Тональное решение натюрморта

На этом занятии мы выполним два этюда несложной постановки.
 

Выберите несложную постановку для себя. например разложите фрукты. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых наброска предметов постановки. Это эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.
На левой половине листа попробуйте выполнить быстрый этюд в цвете.
Анализируем возникшие трудности: не всегда удается правильно передать объем предметов, драпировок; в некоторых местах предметы сливаются с фоном.
Давайте рассмотрим особенности восприятия цвета в живописной постановке.
I. Прежде всего, мы оцениваем качество отдельного цветового тона, т. е. положение его на цветовом круге (теплый или холодный, градации оттенков того или иного цвета спектра).
Допустим, цвет мы определили и подобрали на палитре. Достаточно ли этого для светотеневого решения постановки? Разберем особенности восприятия какого-либо цветового оттенка:
II. Насыщенность: отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Другими словами, цвет может быть более или менее ярким, интенсивным.
III. Светлота: степень относительной светлоты единичного тона в соотношении с другими тонами в градации между черным и белым.
Причем мы видим на цветовом круге, что цвета спектра различны по светлоте. Например, оттенки желтого, даже достаточно насыщенного цвета гораздо светлее, чем оттенки насыщенного синего. Этим и объясняются трудности в передаче объема предметов золотисто-желтого или охристого цвета.
IV. Наконец, цветовое пятно всегда связано с окружением: восприятие отдельного цветового тона зависит от взаимосвязи с другими, преимущественно соседними тонами. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет цветовой и тональный (светотеневой) контраст.
Примеры цветового контраста: между теплыми и холодными оттенками, между дополнительными цветами (противоположными на цветовом круге), между хроматическими и ахроматическими цветами.
Для того чтобы лучше передать объем предметов и разобраться в светотеневых градациях, выполним наш натюрморт в технике “Гризайль”.
Гризайль (от франц. gris – серый) – монохромная живопись в сером тоне, преимущественно декоративного назначения. В станковой живописи техника гризайль применяется для выполнения эскиза, в этом случае однотонную живопись любого цветового оттенка называют гризайлью.
Выполните на правой половине листа этюд нашей постановки в монохромной гамме. Цель: выявить объем предметов, светотеневые градации.
Вот примеры работ в разных цветовых решениях



Теперь у нас перед глазами цветовое и монохромное решение постановки: что можно доработать в цветовом решении? Усилить тон в теневых областях, уменьшив при этом цветовую насыщенность; при необходимости ослабить тон в освещенных местах.

 Вы на своем опыте убедились, как важно ставить перед собой задачу светотеневого решения живописного натюрморта. В решении этой непростой задачи нам помогло обращение к монохромной технике живописи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий