пятница, 18 сентября 2015 г.

Секреты композиции. Часть 1

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения.  То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.
Композиция - составление единого целого из отдельных элементов, частей.
Чтобы более точно понять, что такое композиция попробуйте из вырезанных фигурок составить какую либо картину - это и будет композиция
 Композиция бывает разная:
  • архитектурная 
  • музыкальная    
  • художественная
  • литературная 
  • композиция из цветов  
В изобразительном искусстве с помощью композиции художник выражает свою мысль, то, что он хочет сказать зрителю. Другими словами композиция - это сочинение.

Правила композиции нужны для  гармоничного расположения объектов на картине, для того чтобы зритель хотел рассматривать эту картину. 
Бывает неправильно составленная композиция, но хорошо написанная лишает зрителя внимания, заинтересованности к работе.
В своей работе можно направлять внимание зрителя, не присутствуя рядом туда, куда  необходимо художнику, для этого необходимо указать на работе композиционный центр.
 Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. 
То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.
Если построить композицию на плоскости и через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции.Основы композиции в дизайне. Геометрический центр композиции Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.
Композиционных центров в композиции может быть несколько
Композиционный центр может быть выделен:
контрастом света и тени
контрастом цвета
размером
формой

В классической живописи, как правило, сюжетно-композиционный центр изображают на втором плане. Передний план служит как бы вступлением, приглашением взглянуть на основное событие. На втором плане находится весь сюжет произведения, а третий служит продолжением картины, фоном, на котором разворачивается действие.

Основные понятия и правила композиции

Правило третей

Это упрощенный вариант правила золотого сечения. Считается, что расположение объектов в зонах пересечения прямых и на самих линиях - способствует лучшему восприятию изображения человеком. Такие зоны называются «зрительными центрами»
Считается, что самая сильная точка находится справа, т.к. мы читаем слева на право.
Также сильны  нижние точки, т.к. мы привыкли все рассматривать сверху вниз.
treti-3 treti-9
правило третей в применении к абстрактному предмету — столбы из туфа на озере Моно правило третей в применении к абстрактному предмету — столбы из туфа на озере Моно
Обратите внимание, как самое высокое каменное образование (столб из туфа) попадает в правую треть, а линия горизонта соответствует верхней трети. Более тёмный камень на переднем плане тоже выровнен по нижней и левой трети на рисунке.

При рисовании пейзажа рекомендуется размещать линию горизонта на уровне нижней или верхней горизонтальной линии, в зависимости от того,что хотим передать (воздушное пространство -небо, землю или море)  это делает работу более интересной и гармоничной.
 
 

При рисовании  портрета лучше размещать глаза на верхней горизонтальной линии.

Именно так портрет будет восприниматься более комфортным образом. Это также необходимо для того, чтобы портрет не давил на нижнюю часть картины.
Если написать голову ровно в центре - это вызовет внутренний дискомфорт, т.к. мы привыкли, что все притягивается к земле (сила притяжения)

При рисовании человека в полный рост,  лучше размещать его на правой или левой вертикальной линии. Очень важно следить за тем, в какую сторону направляется человек, или куда направлен его взгляд. Например, если человек смотрит влево, то его соответственно необходимо разместить на правой горизонтальной линии, что бы перед ним оставалось пространство. Движение в картине мысленно необходимо продолжить.
  
Вся наша жизнь в движении, мы постоянно продолжаем, куда-то движемся. так и в рисунке:
если есть движение - обязательно должно быть пространство куда двигаться. Это касается всех объектов которые могут перемещаться в пространстве:
  • люди  
  • животные  
  • транспорт  
  • и т.д


1 комментарий:

  1. Благодарю за урок.
    Хочу научиться рисовать и вот нашёл Ваш ресурс. Благодарю за это.
    С уважением, Евгений.
    P. S. http://panama.ua/categorys/160843/

    ОтветитьУдалить